среда, 15 июня 2011 г.

Совет будущим классикам: Как написать письмо в издательство

Умный любит учиться, дурак - учить.

© Этот текст предназначен для писателей без связей (а также для любопытных френдов). У кого есть знакомые редакторы, те не заморачиваются с официальным посланием, а просто мылят мыло с дружеским приветом или звонят. Молодым приходится хуже всего. Имя им легион, караулит их полный песец.

Написать письмо в издательство трудно. Автор не знает, что за зверь такой редактор и чего он хочет. Многие стараются угодить мифическому издателю и сочиняют письма, руководствуясь учебником Дейла Карнеги. Их нетрудно узнать по характерной льстивой лжи.

Солженицын давно призывал всех скромных, совестливых, рукопожатных литераторов жить не по лжи, и правильно делал — кому как не телёнку знать приёмы бодания с дубом. Дубы, растущие на обильно унавоженной почве издательского бизнеса, сильно шумят, получив очередное карнегианское послание. Хуже него бывают только письма психов. Посетители моего бложика не раз глумились над отрицательными примерами, поэтому я не буду рассказывать, как не надо, а покажу, как надо.

Сотруднику издательства, получающему порядка 50 писем в день, хочется узнать суть, не отвлекаясь на постороннее. Редакторы очень любят короткие содержательные сопроводиловки. Тут важно сочетание: и короткие, и содержательные!

Разгребающий утреннюю почту сотрудник пробегает глазами письма, не заглядывая в романы и синопсисы, чтобы отослать тексты куда положено. Когда пересланное письмо попадает кому следует, тот кто надо открывает и роман, и синопсис, и начинает наслаждаться, но сначала он всё же заглядывает в сопроводиловку. Здесь должно помнить, что в редакциях сидят совершенно чужие люди. Незнакомые авторы им глубоко до звезды, пока сам текст не заявит о человеке как о личности с богатым и прекрасным внутренним миром, требующим почёта и уважения. Вот тогда издатели начнут интересоваться подробностями биографии, паспортными данными, реквизитами банковского счёта, ИНН и номером пенсионной страховки. Но пока этого нет, остаётся констатировать факты: жанр, название произведения, объём в авторских листах и ЗАМАНУХА.

Замануха представляет собой краткое, в одно-два предложения описание романа, укладывающееся в 25 слов. В журналистике её роль выполняет лид, в сценаристике - логлайн. Задача заманухи - заманить. Но при этом не соврать.

[more=Как бы написал письмо я, задумай рассылать хрен знает куда свой новый роман:]

Добрый день!

Хочу предложить вам роман в жанре постапокалипсиса "Работорговцы" объёмом 15 авторских листов.

Краткое содержание романа: Старый командир Щавель, отягощённый кровавыми подвигами, должен остановить строительство железной дороги, иначе Орда захватит Святую Русь.

С уважением, Юрий Гаврюченков

"Ага, — подумает редактор, — Акокалипсис!" Это первый жирный плюс. Оригинальное название в одно слово, намекающее на общественный строй в постъядерном мире. Второй плюс. Пятнадцатилистовик - то, что нужно. Третий плюс. Началось изложение сути - герой с необычным, но понятным именем и богатым прошлым, перед которым стоит трудновыполнимая задача, направленная на спасение мира. Это всё очень, очень большой гут! В теле письма было 36 слов.

К письму будут прикреплены два файла, названные "Работорговцы" и "Работорговцы_синопсис", чтобы редактор не запутался в поступающих текстах и мог быстро отыскать в своём громадном архиве самотёка.

Возможно, книгу по интересному сопроводительному письму редактор не ринется читать в сей же момент (хотя у меня бывает, что откладываю очередной текст и фтыкаю в привлекательный), но уж точно запомнит и не станет откладывать в долгий ящик.

Формулы логлайнов можно прочесть тут.

А я уложился в две машинописные странички - это объём синопсиса, который может осилить даже уставший редактор, если его заинтересовала Ваша замануха.

Желаю творческих успехов!

Комментариев нет: