воскресенье, 30 августа 2009 г.

Запись девятая

Запись девятая: "У меня впечатление, что мы переживаем смуту вроде той, что пережила Россия в начале XVII века после польской интервенции. Россия была сумасшедшим домом. Были герои, были приспособленцы, были люди, переходившие на службу к польскому королю. Все было — не было идеи. Потом из этого кавардака появились Минин и Пожарский, собрался Земский собор — стала проявляться новая сущность страны.
В конце жизни я попал в такую же страшную смуту и, может быть, не доживу до времени, когда из нее выберемся. Но обязательно выберемся — нужна лишь идея, которая не может не появиться. Но не идея материального достатка, потому что идея выше повседневности, как я уже неоднократно говорил. Под идеей я понимаю план действий ради чего-то.
Нас призывают к рынку. Рынок не идея, а способ взаимодействия людей. Он уже был в древнем мире — ходили караваны, люди обменивались товарами. Идея сплачивает нацию, ради нее идут на жертвы, лишения. Примеры мы знаем, за три четверти века у нас сменилось несколько идей. То, о чем слышим сейчас, в том числе от государственных деятелей, мелкая суета.
Без конца сейчас слышу вопрос: как надо жить? Да так, чтобы, умирая, не было стыдно. А вот что это такое — каждый понимает по-своему. Я человек своего времени и эпохи, оценки, которые я даю, не могут быть объективными, они субъективны. То, что сейчас происходит в стране, мне очень не нравится. Наверное, это свойство всех стариков. Главное, что меня смущает, это отсутствие высоких целей. Без идеи жить нельзя. Во всяком случае, в России."

Комментариев нет: